Galinakekeeva.ru

Красота и Спорт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муж снежной королевы

История Снежной Королевы

— Мама, а что случилось со Снежной Королевой? Почему она такая?
— Это печальная история, дитя, ведь и Снежная Королева в детстве была замечательным веселым ребенком. Я расскажу тебе о ее жизни.

Когда Снежная Королева была еще девочкой, её звали Изольда. Она безмятежно жила с родителями на берегу теплого моря и радовалась миру. Потом она выросла, стала очень красивой девушкой, и захотела влюбиться в красивого, сильного мужчину. Всем девушкам непременно хочется влюбиться, и она не была исключением. Как то раз с войны возвращались отважные воины. Один из них посмотрел на нее и улыбнулся ей, и Изольда решила, что боги услышали ее тайное желание и этот красивый сильный мужчина и есть ее суженый. Она улыбнулась в ответ и позволила своему сердцу влюбиться в него. Изольда была так хороша собой, умна, весела, что этот воин тоже в нее влюбился. Они сыграли свадьбу и стали жить вместе. Девушка глаз не сводила со своего возлюбленного и считала его самым лучшим мужчиной в мире. Душа ее пела.

Однажды к ним в гости забрел старый товарищ этого воина, и стали они вспоминать былые времена, армейскую дружбу, разные случаи на войне. Изольда оставила их вдвоем, не посмев мешать своим присутствием старым друзьям. В тот вечер она так и уснула одна. На следующий день она не узнала своего мужа. На столе стоял сосуд с хмельным напитком, а мужчины были пьяны. Одежда возлюбленного была ужасающе грязна, а сам он уже не мог стоять на ногах и сидел на полу среди разлитой еды и разбитой посуды. Он протянул к Изольде руку, перепачканную жиром и грязью, и заставил сесть рядом с собой. Он стал хвалиться перед ней своими военными подвигами, настоящими и вымышленными, дыша ей в лицо перегаром и харкая прямо перед с собой. Он вспоминал имена людей, решая кого еще должен сейчас убить. Он ничего не замечал вокруг себя, милое лицо было обезображено самодовольной агрессивной гримасой, словно злой демон вселился в тело ее возлюбленного, а сам он исчез. Он так изменился, что Изольда, раньше всегда восхищавшаяся отвагой и силой своего мужа, сейчас была ошеломлена. Она умоляла любимого не пить больше вина и ложиться спать, но он ее не слышал.

Не один день ждала Изольда, когда ее возлюбленный станет прежним. В их доме гостили его прежние товарищи. Он пил с ними и веселился, они хвастались друг другу своими военными подвигами, с важным видом рассуждали о чем-то непонятном и только друг друга уважали под пьяные речи. Изольда перестала улыбаться, стала похожа не тень и уже боялась подходить к своему мужу, потому что не узнавала в нем своего любимого. Черная тоска все глубже проникала в ее сердце, на глаза все время наворачивались слезы.

Однажды, муж Изольды выпил так много вина, что заболел. Его старые товарищи вдруг разошлись по домам, и наконец-то оставили его с ней наедине. Изольда стала выхаживать своего мужа. Когда он выздоровел и отрезвел от вина, она рассказала ему что было, ибо он ничего не помнил и удивлялся, почему она так расстроена и почему ему самому так плохо. Муж стал просить у жены прощения и обещал ей больше никогда не пить хмельных напитков. Она ему поверила. Они стали жить дальше вместе.

Однако, Изольда не могла уже по-прежнему любить мужа. Она старалась забыть ужасные дни, но его пьяный образ часто вставал перед ее мысленным взором, когда она хотела прикоснуться к любимому, и она в ужасе замирала. Возможно, со временем она бы справилась с собой и стерла это из своей памяти, но муж не сдержал своего слова.

Встречи с друзьями военных лет продолжились, они доставали вино, и вновь начинались пьяные застолья. Увидев хмельной напиток, муж Изольды забывал все свои обещания и превращался в чужого человека, который был ей все более отвратителен. Изольда металась между надеждой и новым горем, муж то был ласков и красив, то груб и грязен, то говорил ей слова любви, а то изрыгал ужасные ругательства. В доме царил хаос, только она наводила везде порядок, как пьяная компания снова разрушала и пачкала все вокруг. Это сильно ее измотало, Изольда стала нервной и недоверчивой, под глазами залегли тени от бессонных ночей, она уже не могла смеяться и радоваться, на лице появилось болезненное загнанное выражение, девушка исхудала и стала терять свою красоты, о будущем ей страшно было подумать. А потом ее стало нервно трясти от его прикосновений, и Изольда не могла уже понять любит она мужа или ненавидит, так часто менялись чувства в ее сердце.

Однажды, когда муж был почти трезв, Изольда упала перед ним на колени. Она готова была сделать для него что угодно, лишь бы вымолить обещание больше не пить, не бросать ее на потеху злому хмельному демону, которым он становился каждый раз после вина. Она плакала и умоляла, убеждала, объясняла, взывала к его душе. Муж Изольды, ошеломленный ее порывом, почувствовал себя виноватым, он вновь пообещал ей больше не прикасаться к хмельному напитку, отравляющему его душу. Измученная и обессилевшая, но вновь обнадеженная женщина уснула на руках у мужа.

Когда Изольда проснулась, счастливая улыбка еще блуждала на ее губах, но мужа рядом не было. Она нашла его одного в большой зале. У его ног снова стояла большая начатая бутылка крепкого хмельного вина, а сам он был уже пьян. Тогда вдруг затрясло Изольду, гнев и ненависть переполнили сердце, и она, словно безумная, схватила эту бутылку в руки, изо всех сил размахнулась и разбила ее о голову мужа.

Нет, она не убила его, дитя, не бойся, но стекло, вобравшее в себя отчаяние и злость женщины, разлетелось на тысячу мелких осколков на все стороны. Тот, кому теперь попадет в глаз такой осколок, увидит мир сквозь злость и ненависть отчаявшейся женщины и уже не будет прежним человеком.

А сама Изольда, истратившая на мужа все силы сердца, встала и пошла куда глаза глядят. В ее сердце не осталось никаких эмоций, она уже не могла ни любить, ни ненавидеть. Она шла все дальше и дальше на север. Цветущие долины сменились снежными полями, голоса смолкли, людей она больше не встречала. Ее сердце замерзало, но ей это нравилось, она не желала более сердечных переживаний и метаний. «Мне не нужны никакие чувства и эмоции, я могу верить только своему разуму, а не сердцу», — сказала себе Изольда.

Здесь, в холодной северной стране, она и решила остаться. Полярное сияние очаровывало ее своими красками, ровные грани ледяных кристаллов казались совершенством. Тишина и спокойствие северного края убаюкали ее раненую душу, ледяной холод наконец то совсем заморозил изболевшееся сердце. Умная женщина подчинила себе силы северной природы, ей подчинялись и звери, и ветры. Она построила себе ледяной дворец, блиставший безупречными строгими линиями и совершенными кристаллами льда. Изольда стала Снежной Королевой, и никто здесь даже не знал ее первого имени.

Однако, никто не отменял закона притяжения и в этих краях. Ни детей, ни слуг-людей у Королевы не было, а ее, помимо ее воли, тянуло к людям. Тогда темными зимними ночами она летела в потоке снежного вихря в города людей и всматривалась в их окна. Она искала мальчика, которого могла бы воспитать как своего сына, которому смогла бы показать правильность жизни без эмоций, с которым смогла бы разделить красоту и очарование Севера.

Новое в блогах

Синдром Снежной Королевы

Одним из ярких женских сказочных персонажей является Снежная королева. Попробуйте, не задумываясь, назвать несколько ассоциаций с этим образом. Я провела такой эксперимент с коллегами на работе. Ассоциативный ряд у всех оказался очень похожим: это красота, холод, величие, власть, независимость. Снежная королева – прообраз многих современных женщин. Но кто она? Почему она такая? Как с ней взаимодействовать? На эти вопросы можно найти ответ в одноименной сказке Г.Х.Андерсена. Попробуем?

Итак, начнем с ее описания. Напомню, что она впервые предстала перед глазами мальчика Кая, превратившись из снежинки в женщину. «Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался …»

Итак, Снежная королева – женщина. То есть это не маленькая девочка и не старуха. Женщина такого возраста должна проходить один из важных этапов развития – это невеста, жена, мать. Но мы не знаем семейного и социального статуса Снежной королевы. Из истории известно, что она одинока и разъезжает по свету в огромных санях. Однако Снежная королева не выглядит несчастной в своем одиночестве. Похоже, она всегда находит себе занятие – пугать, замораживать, повелевать, забирать.

Эта женщина выглядит весьма привлекательной для Кая. Правда, Каю попал в глаз осколок зеркала тролля, и его восприятие своеобразно – он видит изъяны, червоточины во всем живом, развивающемся, растущем и увядающем. Его очаровывают только совершенные формы, только гармония – но не живая, а застывшая. Мертвая. Именно поэтому путешествие Кая в мир Снежной королевы иногда сравнивают с путешествием в мир смерти, где он, холодный и бледный, пытается собрать изо льда слово «вечность». Жизнь – живым, а мертвым – вечный покой…

Читать еще:  Замуж за моряка

Итак, Снежная королева увозит Кая в свой мир. Для Кая она прекрасна, эта «высокая, стройная, ослепительно белая женщина». Снежная королева целует его в лоб, и ее поцелуй «пронизал Кая насквозь и дошел до самого сердца, а оно и так уже было наполовину ледяным. На мгновение Каю показалось, что он вот-вот умрет, а потом ему стало хорошо, и он уже не чувствовал холода… Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он забыл и маленькую Герду, и бабушку, всех-всех, кто остался дома.

—Больше я не буду целовать тебя, — сказала она. — А не то зацелую до смерти!

Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей . А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало. Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу».

Итак, Снежная королева умеет очаровывать. Мужчина рядом с ней впадает в оцепенение и забывает обо всем – о своих близких, о важном и насущном… Он кажется сам себе не таким значимым и умным, как до встречи с этой женщиной. А она остается закрытой, лишь улыбается – и будит фантазии мужчины, и заставляет его оставаться рядом с совершенной женщиной столько, сколько она сама этого захочет…

каждой стране квадратных миль и жителей . А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало. Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу».

Итак, Снежная королева умеет очаровывать. Мужчина рядом с ней впадает в оцепенение и забывает обо всем – о своих близких, о важном и насущном… Он кажется сам себе не таким значимым и умным, как до встречи с этой женщиной. А она остается закрытой, лишь улыбается – и будит фантазии мужчины, и заставляет его оставаться рядом с совершенной женщиной столько, сколько она сама этого захочет…

В фильмах образ холодной роковой красотки воплотили Шарон Стоун в «Основном инстинкте», Моника Белуччи в образе ведьмы в сказке «Братья Гримм». Это эмоционально холодные, властные, успешные женщины. Про них все понятно. Интереснее другое – какого партнера они себе выбирают?

Этот партнер – мальчик. Не обязательно по возрасту – это, скорее, отражение его инфантильности и незрелости. Взрослый мужчина знает, чего хочет, у него есть Дело, он уверен в себе и вступает с женщиной в партнерские отношения. В истории Андерсена Кай полностью поглощен, порабощен Снежной королевой. Он забыл себя, забыл своих близких и делает то, что ему приказала госпожа его сердца. Но – подсказка – это сердце не простое, а ледяное, холодное, безжизненное. То есть живой, эмоционально теплый мужчина вряд ли обратит внимание на такую женщину. Ей нужен тот, в чье сердце уже «попал осколок» зеркала тролля, то есть травмированный, с замороженными чувствами, неспособный любить, любоваться жизнью во всех проявлениях, пытающийся найти совершенство…

Снежная королева может быть не только подругой и женой. Она может быть матерью – холодной, властной и требовательной. Дети, выросшие с ней, старательно делают то, что им поручили, стараясь заработать очередную похвалу от мамочки. Обычно они лишены самого главного – эмоциональности. Ни тепло, ни любовь в такой семье не приветствуются. Эти чувства и переживания нельзя измерить, перевести в материальный эквивалент – и поэтому они не в цене. Папа – если он выжил в атмосфере ледяного безмолвия – это все тот же мальчик Кай. Если он занят складыванием слова «вечность» или другим подобным делом, то ему некогда смотреть по сторонам и думать о чем-то еще. Так что дети в этой семье живут без любви – и без отцовской, и без материнской. Обычно в таких семьях вырастают те, кто во взрослом возрасте пополняют ряды так называемых нарцистически организованных личностей – людей, для которых важно казаться, а не быть; получать, не давая ничего взамен. Они относятся к людям как к пешкам… Конечно, они продолжают семейные традиции и вступают в браки только с людьми царской крови – Снежными королевами и королями, а пешки используют, чтобы выиграть в великой битве жизни, забывая, что жизнь конечна, а вечность бывает только за гробовой доской.

Снежная королева может воплощаться в образе «страшной бабы» — грубой, циничной и жестокой. Это революционерки, стрелявшие в людей; эсэсовки, мучившие заключенных в лагере. Это карьеристки, идущие по трупам и никогда не оглядывающиеся назад – разве что для того, чтобы этими трупами полюбоваться. Вы можете встретить Снежную королеву и в кресле директора школы, и в поликлинике, куда вы пришли за помощью и получили крайне агрессивный ответ, и в очереди. Они повсюду.

Снежная королева в качестве матери калечит детей. Снежная королева в качестве жены замораживает сердце своего мужа. Снежная королева в качестве подруги соблазняет кристально-холодным и ясным миром, в котором главные ценности материальны и могут быть измерены, подсчитаны и переведены в долларовый эквивалент.

Снежных королев множит современная жизнь. Средства массовой информации, активно внедряющие в наше сознание идеи культуры полезности, а не культуры достоинства. Глянцевые журналы, которые кричат: «главное – не быть, а иметь». Родители, которые на своем примере демонстрируют холодность и отстраненность от проблем ребенка, от всего того, что называется человечностью, во имя какой-то непонятной и обычно недостижимой цели. В фильме «Дьявол носит Прада» главная героиня совершает свой выбор в пользу жизни и любви. Но это в кино. А в жизни топ-менеджеры задыхаются, впадают в депрессию, пьют целый день кофе, чтобы взбодриться, а вечером снотворное, чтобы уснуть – но не уходят, пока синдром сгорания полностью их не дезориентирует… В реальной жизни молодежь не хочет вступать в брак и заводить детей, потому что в мире, помимо семьи, есть много интересного – экзотические путешествия, вкусная еда, дизайнерская одежда, автомобили. Всего то, что требует сосредоточенности на зарабатывании денег, а не на отношениях. Целые форумы посвящены описанию того, как девушки «разводят» мужчин на дорогие подарки, а мужчины норовят найти невесту побогаче – и все это остается в рамках проблемы «кто виноват» и «что делать». Обсуждая эти темы, никто ничему не учится, потому что такие уроки нельзя извлечь, оставаясь прежними и не меняя самих себя.

Поцелуй Снежной королевы превращает сердце человека в ледышку. После этого человек становится носителем синдрома Снежной королевы. Он заразен. Его чертами являются:

• игнорирование сферы человеческих отношений. Все отношения технологизируются – отсюда появление массы книг типа «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей», «Как правильно воспитывать мужа» и даже «Как бить свою жену». Конечно, мы все влияем друг на друга. Но если люди специально обучаются психологии манипуляции, формализации отношений – становится страшно при мысли, что на самом деле скрывается за пресловутой маской замороженной «голливудской улыбки»;

• сосредоточенность человека на какой-то деятельности ради самой деятельности. Уже не важно, что человек начинал работать, чтобы достойно жить, дать образование детям, заработать на хлеб насущный – он забывает обо всем и концентрируется только на своих достижениях. Если, складывая изо льда слово «вечность» или занимаясь бесконечной работой, человек занят только мыслями об успехе, славе, о том, что будет, когда он полетит в космос, вырастит чудо-картофель или напишет мега-поэму, он забудет об окружающих его людях;

• эгоизм. «Я! Мое! Мне!»,- становится главным лозунгом этих людей. Они чувствуют себя лучшими, избранными, необыкновенными. Это «короли» и «королевы» жизни, и поэтому им должно доставаться то, чего они хотят, и немедленно. Мальчик Кай или должность, муж подруги или понравившаяся дорогая вещь – не важно. Они считают, что имеют на это полное право;

• пренебрежение желаниями, потребностями и чувствами других людей. Семья и друзья либо терпят и принимают, находя объяснения такого поведения, либо уходят, потому что надоедает чувствовать себя «винтиком» и функцией для выполнения каких-то обязанностей;

• требование от себя и других – в основном от других – совершенства. Если другой человек не соответствует высоким стандартам и идеалам – он обесценивается и исключается из числа значимых людей;

• сосредоточенность на внешних проявлениях жизни, отказ от понимания ее глубины с такими понятиями, как любовь, добро, ценности, вера;

• «замороженность» человека, эмоциональная «уплощенность», отсутствие глубоких чувств и переживаний. Единственная причина, по которой он может страдать – так только из-за того, что ему не досталось то, чего он хотел. Но этим людям не свойственны сочувствие, понимание, желание разделить чужую боль или радость. Снежная королева – или «снежные люди» – вообще не способны ставить себя на место других людей и понимать, что с ними происходит. Это люди эмоционально глухие и немые.

Грустно, потому что вокруг все больше мальчиков и девочек, у которых в сердце уже давно кусок дьявольского зеркала, и стоит им встретить Снежную королеву – или другой персонаж такого рода – как их сердце превращается в льдинку. Как им помочь?

Читать еще:  Муж лолиты сейчас

Каждая сказка содержит не только проблему, но и ее разрешение. Ледяное сердце можно растопить любовью, верой и надеждой. Только благодаря встрече с Гердой Кай смог вернуть свои чувства и снова стать человеком. Этой Гердой может стать любой другой человек – друг, подруга, психолог, любящий близкий. То, что замерзло, исчезло после взаимодействия Кая со Снежной королевой, может возродиться только в другом контакте. Потому что «можно купить дом, но не очаг; можно купить кровать, но не сон; можно купить часы, но не время; можно купить книгу, но не знание; можно купить положение, но не уважение»… Эта древняя китайская мудрость не теряет своей актуальности.

Поэтому так целительны для холодного сердца теплые, поддерживающие отношения. Эти отношения не будут простыми для Герды – для человека, который готов тратить свои силы и время, чтобы помочь. Но это – единственное средство от синдрома Снежной королевы, которое дает возможность человеку опять обрести способность плакать, смеяться и принимать жизнь во всех ее несовершенных, но таких чудесных проявлениях.

Муж снежной королевы

Детский сказочник Ганс Христиан Андерсен умел заинтриговать и детей, и их родителей, хотя стоит отметить, что он позиционировал себя взрослым писателем. Его фантастическая сказка «Снежная королева» заставляет сопереживать каждому герою, ведь изначально неизвестно, найдет ли девочка Герда своего друга Кая и сможет ли освободить приятеля из ледяных чертогов повелительницы зимы.

Кай и Герда в замке Снежной королевы

Удивительно, но в волшебные истории Андерсен вкладывал философские мотивы, а многие персонажи имеют реальные прототипы. Например, Снежная королева – это возлюбленная Ганса, оперная певица Женни Линд.

История создания

Сказка о Снежной королеве увидела свет зимой 21 декабря 1844 года, она вошла в сборник «Новые сказки. Том первый». Нетривиальный рассказ о женщине с ледяным сердцем стал пользоваться популярностью у завсегдатаев книжных лавок, а родители прочитывали строки из произведения Андерсена детям перед сном. Однако мало кто догадывался, что в основе сюжета лежит вовсе не радостный мотив, который вытекал из личного опыта писателя.

Ганс Христиан Андерсен

Если обратиться к биографии Ганса Христиана Андерсена, то в его жизни не было ничего примечательного, в отличии от других писателей. Например, Джек Лондон умудрился побывать в роли золотоискателя и завести роман не с одной женщиной. То же можно сказать и об авантюрном Эрнесте Хемингуэе, который пользовался популярностью у представительниц прекрасной половины человечества.

Но сказочнику, придумавшему истории про Гадкого утенка и Дюймовочку, так и не удалось познать плотскую любовь; исследователи полагают, что у Андерсена не было серьезных отношений ни с женщинами, ни с мужчинами. Современники свидетельствовали, что порою гений литературы появлялся в «квартале красных фонарей», но вместо того, чтобы прийти в то злачное местечко по назначению, литератор подолгу вел светские беседы с барышнями легкого поведения.

Женни Линд

Однажды автору рассказов все-таки удалось по-настоящему влюбиться, но этот опыт оказался печальным. В его сердце вспыхнула искра, когда Ганс увидел молоденькую оперную певицу Женни Линд. Девушка, известная сольными выступлениями сопрано по всей Европе, была младше Андерсена на 14 лет, но все равно обращалась к нему «братец» или «дитя». Женни принимала подарки и ухаживания от Андерсена, но ее сердце принадлежало другому человеку. Поэтому писателю приходилось довольствоваться отношениями «брата и сестры».

Андерсен был скромным человеком, но все-таки осмелился отправить объекту воздыхания пламенное послание. Письмо писателя так и осталось без ответа. Поэтому женщина, обрекшая Ганса на страдания, стала прототипом холодной Снежной королевы. А сам литератор чувствовал себя Каем, попавшим в ледяное царство – город Копенгаген, где и произошло злополучное знакомство.

Снежная королева

Мастер пера решил поместить историю из собственной жизни на книжные страницы, приправив сюжет фантастикой и волшебными персонажами. Кстати, «Снежная королева» побила личный рекорд автора и стала самой длинной его сказкой.

Образ и сюжет

Главная героиня произведения появляется в сюжете реже, чем Герда, но играет ощутимую роль в фабуле. Рассказ начинается с некого злобного тролля, который смастерил зеркало, где все доброе казалось плохим, а все плохое – еще хуже.

Тролли и волшебное зеркало

Создателю волшебного атрибута нравилось забавляться с зеркалом, а его ученики бегали повсюду с этим предметом. В один момент маленькие тролли взобрались с зеркалом на самое небо, дабы посмеяться над Творцом. Чем выше проказники взбирались, тем сильнее зеркало пыталось вырваться из рук.

В конечном итоге оно выскользнуло и разбилось о землю на маленькие осколки, которые разлетелись по всему белу свету. Маленькие острые бриллианты попадали людям в глаза или в грудь. В первом случае человек видел все самое плохое, а во втором его сердце становилось холодным, как лед.

Снежная королева увозит Кая

Мальчику Каю повезло меньше всех, ведь по случайному стечению обстоятельств осколки угодили мальчику и в глаз, и в сердце: герой произведения тут же стал грубить взрослым и передразнивать собственную подругу Герду.

Когда наступила зима, Кай пошел кататься на санках. Тогда мальчик и встретил ослепительную женщину в белом одеянии, едущую на больших санках. Она очаровала Кая одним только взглядом, поэтому, сам того не понимая, юноша оказался в объятиях Снежной королевы и в ледяном царстве. Снежная королева учила мальчика, что миром правит эгоистичность. Однако любовь Герды помогла пленнику справиться с преградами.

Экранизации

Произведение, выдуманное Гансом Христианом Андерсеном, перекочевало в кинематограф. Режиссеры и мультипликаторы представили достаточно много работ, поэтому рассмотрим самые популярные из них.

«Снежная королева» (мультфильм, 1957)

Этот мультик, пожалуй, видели все советские дети, ведь «Снежная королева» – одна из самых известных анимационных лент, созданных в те годы. Маленькие зрители узнали от гнома-волшебника Оле-Лукойе о повелительнице зимы, похищенном Кае и храброй Герде.

Снежная королева в мультфильме 1957 года

Стоит сказать, что главная героиня отличается от других рисованных персонажей. Дело в том, что Снежную королеву создали при помощи техники ротоскопирования. А озвучила ледяную деву актриса Мария Бабанова.

«Снежная королева» (фильм, 1966)

В 1966 году Геннадий Казанский представил на суд телезрителей цветной фильм с элементами мультипликации. Примечательно, что автором сценария выступил писатель Евгений Шварц, который придумал собственную историю, основываясь на оригинальных мотивах Андерсена.

Наталья Климова в роли Снежной королевы

По сюжету Снежная королева похищает Кая, забирает в зимнее царство и превращает сердце мальчика в кусочек льда. Роль коварной красавицы досталась Наталье Климовой, которая поработала на одной съемочной площадке с Еленой Прокловой, Вячеславом Цюпа и Евгением Леоновым.

«Тайна Снежной королевы» (1986)

Кинодеятель Николай Александрович порадовал любителей проводить досуг у экранов телевизора собственным видением волшебной сказки. Действие фильма происходит намного позже, нежели события, описанные в оригинальном тексте. Кай и Герда уже успели повзрослеть, поэтому герои рассуждают о том, как тяжело прощаться с детством.

Алиса Фрейндлих в роли Снежной королевы

Снежная королева вновь заманивает юношу в собственное царство, а преданная Герда отправляется на поиски. Примечательно, что режиссер окутал картину некой загадкой, которую скрывает хозяйка ледяного трона. Главные роли исполнили Алиса Фрейндлих, Ян Пузыревский, Нина Гомиашвили и Леонид Ярмольник.

«Снежная королева» (2002)

Дэвид Ву презентовал заядлым киноманам фантазийную сказку с примесью боевика, где скрупулезно проработал характеристику героев. Оригинальная сказка Андерсена звучит в фильме только мимолетно, потому что режиссер выдумал новую концепцию, которая развивается в современном мире.

Бриджит Фонда в роли Снежной королевы

Так, Герда предстает дочерью хозяина хостела «Белый медведь», Кай выступает в роли посыльного, а замок Снежной королевы, которую сыграла Бриджит Фонда, поразительно похож на гостиницу, окутанную инеем и снегом.

«Снежная королева» (мультфильм, 2012)

Российские мультипликаторы удивили зрителей необычной концепцией, ведь по сюжету Снежная королева избавляет мир от представителей творческих профессий, будь то художник или музыкант.

Снежная королева в мультфильме 2012 года

Храбрая Герда, дочь зеркальщика, отправляется в путь, дабы найти собственного друга Кая, однако дойти до зимнего замка не так уж и просто. Роли дублировали звезды российского кинематографа, в число которых вошли Анна «Нюша» Шурочкина, Иван Охлобыстин, Галина Тюнина, Лиза Арзамасова и Дмитрий Нагиев.

«Холодное сердце» (мультфильм, 2015)

На этот раз любителей досуга порадовала компания «Дисней», которая выпустила мультипликационный фильм «Холодное сердце». Сюжет вращается вокруг юной принцессы, обладающей магическими способностями: героиня умеет вызывать снег и превращать предметы в лед.

Снежная королева в мультфильме «Холодное сердце»

Эта девушка становится причиною вечной зимы, которая воцарилась в королевстве. Чтобы вернуть весну и лето, принцесса Анна, Кристофф и олень Свен отправляются в горы, дабы найти волшебницу. Главных героев озвучили: Кристен Белл, Идина Мензел, Джонатан Грофф и другие звезды Голливуда.

tanya_mass

Дневник русской француженки

Недетская история «Снежной королевы»

Несколько лет назад, накануне очередной годовщины со дня рождения великого датского сказочника, телеканал НТВ выпустил сюжет под названием «Священники переписали “Снежную королеву”», где речь идет о новом издании известной сказки Г.-Х. Андерсена, выпущенном по инициативе кубанских священников. С удивлением и явной иронией ведущий теленовостей рассказывает о том, что в новой редакции «главный герой поёт псалмы вместо пустой игры в кубики и побеждает злую королеву не силой своей любви, а при помощи ангелов».

Объяснение священнослужителя, что именно так в оригинале и выглядела сказка Андерсена, преподносится журналистом как весьма сомнительная версия. А в завершение сюжета в качестве аналогичной «причуды» тех же священников упоминается переизданная сказка А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде», где «поп, толоконный лоб» заменён на купца «Кузьму Остолопа по прозванию Осиновый Лоб».

Читать еще:  Муж ухаживает за больной женой

Не думая заступаться за самочинных цензоров, которых, и правда, развелось немало, отмечу только, что «купец Кузьма Остолоп» действительно возник из цензурных соображений, но только не сегодня на Кубани, а в 1840 году, когда эта сказка Пушкина впервые издавалась. И принадлежит спорная правка поэту Василию Жуковскому, который был издателем книги.

А. Баринов. Ученики тролля с зеркалом

Что касается «Снежной королевы», то здесь журналисты НТВ выступили защитниками как раз подцензурной версии сказки. Так получилось, что именно эта версия знакома большинству из нас, даже тем, чьё детство пришлось уже на свободные 1990-е: новые книги перепечатывались с советских изданий, где сказки Андерсена, как выяснилось, публиковались со значительными купюрами. В основном эти купюры касались упоминаний Бога, христианской веры героев, христианских образов и символов. Но были и другие сокращения, смысл которых с ходу не объяснишь…

«Стол» сравнил две версии сказки «Снежная королева» – полную и подцензурную, – пытаясь прояснить, какие смыслы «выпадают» в советском варианте и чем могли насторожить цензора некоторые невинные подробности.

Зеркало и его осколки

Начинается сказка Андерсена с притчи о волшебном зеркале, которое смастерил злой тролль. В близком к датскому оригиналу переводе о нём сказано так: «…жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол». Советский вариант звучит несколько иначе: «…жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол». На первый взгляд незначительное изменение – «;» меняется на «,» и «то был сам» на «сущий» – по факту меняет весь смысл. Устойчивое сочетание «сущий дьявол» в русском языке означает кого-то очень злого и в данном контексте выглядит как эпитет – определение, использованное в переносном смысле, заключающее в себе сравнение: злой, как дьявол. Между тем как Андерсен акцентирует внимание на том, что это был тот самый библейский дьявол.

Советский цензор, тщательно вымарав из всей сказки Бога, решил не смущать детское воображение и сатаной. Вероятно, поэтому целиком пропадёт другая фраза чуть ниже, где тролль ещё раз прямо называется дьяволом: «Дьявола всё это ужасно потешало».

А потешало дьявола то, что его зеркало искажало всё прекрасное и доброе. Ученики тролля-дьявола бегали с ним по всему свету, забавляясь над искажёнными отражениями людей. Напоследок захотелось им добраться и до неба, «чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом». В советской версии вторая часть предложения отсутствует, отчего становится не вполне ясно, зачем ученикам тролля понадобилось карабкаться на небо.

Мальчик и девочка

Избавившись от прямого упоминания Бога и дьявола, цензоры продолжили секуляризировать текст. Далее на очереди были упомянутые в сюжете НТВ псалмы (вот только «пустой игры в кубики» нет ни в одной из версий сказки, здесь уже, очевидно, поработало воображение журналиста). Согласно Андерсену, Кай и Герда однажды, играя вместе, пели рождественский псалом, в сказке приводятся две строки из него:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

При этом дети смотрели на весеннее солнце, и им казалось, что младенец Христос сам глядит на них оттуда. Все это в советском переводе, естественно, отсутствует.

И. Линч. Иллюстрация к сказке «Снежная королева»

В этой же главе, когда Снежная королева похищает Кая, он, согласно оригиналу, «хотел прочесть “Отче наш”, но в уме у него вертелась одна таблица умножения». В советской версии мальчик даже не попытался сопротивляться уносившим его темным силам.

Цветник женщины, умевшей колдовать

Следующая купюра, самая значительная по объёму во всей сказке, представляется довольно загадочной, потому что прямых христианских аллюзий исключённый текст не содержит. Отправившись на поиски Кая, Герда проводит некоторое время в доме волшебницы. Там она вступает в разговор с цветами, спрашивая, не знают ли они, жив ли её друг? И каждый цветок в ответ рассказывает ей небольшую историю, никак не связанную с предметом её поисков. Очевидно, для автора каждая из этих историй – а их всего шесть – была почему-то важна, раз уж цветник вынесен даже в название главы.

Эдмунд Дюлак. Иллюстрация к сказке «Снежная королева»

В советском издании остаётся лишь одна из шести мини-историй – рассказанная одуванчиком. В центре этого рассказа встреча бабушки с внучкой: «Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей её внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота – он идёт прямо от сердца». Услышав эти слова, Герда сразу вспомнила свою бабушку и мысленно пообещала ей скоро вернуться с Каем. Так одна из историй сравнительно гладко интегрируется в основной сюжет, и советский читатель даже не подозревает о существовании ещё пяти. А истории эти такие:

  1. Огненная лилия рисует сцену жертвоприношения индийской вдовы, которую по древнему обычаю сжигают живьём на погребальном костре вместе с телом умершего мужа.
  2. Вьюнок рассказывает о прелестной девушке в рыцарском замке, которая, перевесившись через перила балкона, в волнении высматривает своего возлюбленного.
  3. Подснежник необъяснимо печальным голосом говорит о двух сёстрах и их маленьком братишке: сестры качаются на доске-качелях, а братишка рядом пускает мыльные пузыри.
  4. Гиацинты рассказывают о трёх красавицах-сестрицах, которые в волнах некоего сладкого аромата скрылись в лесу, а после из чащи выплыли три гроба, в них лежали красавицы. «Вечерний колокол звонит по усопшим!» – завершается история.
  5. Нарцисс спел о полуодетой танцовщице в каморке под крышей, она одевается во все белое и чистое, пританцовывая.

Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули»

Почему эти истории «выпадают» из советского издания, остается только гадать. Отдаленные религиозные аллюзии есть только в двух – про колокол, звонящий по усопшим, и про индийскую вдову. Быть может, их сочли слишком взрослыми, недоступными пониманию малышей – и Герда их не понимает, но ведь для чего-то они есть? Есть над чем подумать, во всяком случае: детский классик оказался не так прост.

Принц и принцесса

В следующей главе снова попадается необъяснимая купюра. Здесь ворон рассказывает Герде о принцессе, которая захотела выйти замуж и устроила кастинг на позицию своего будущего мужа – принца. От самых дверей дворца тянулась очередь из женихов-кандидатов. Далее в оригинальном тексте сообщается подробность: «Женихам хотелось есть и пить, но из дворца им не выносили даже стакана воды. Правда, кто был поумнее, запасся бутербродами, но запасливые уже не делились с соседями, думая про себя: “Пусть себе поголодают, отощают – принцесса и не возьмёт их!”» Что могло смутить здесь цензоров, непостижимо.

Анастасия Архипова .Иллюстрация к сказке «Снежная королева»

Маленькая разбойница

В главе про разбойников, ограбивших Герду, почему-то решили скрыть небольшой эпизод из отношений бородатой старухи-разбойницы и её шалуньи-дочери. Решив отпустить свою пленницу, когда мать уснёт, маленькая разбойница вскакивает с постели, обнимает мать, дёргает её за бороду и говорит: «Здравствуй, мой маленький козлик!» За это мать надавала дочери по носу щелчков, так что нос у девочки покраснел и посинел. «Но всё это делалось любя», – отмечает автор. В советском издании этого эпизода нет.

Лапландка и финка

Далее почти все вмешательства цензора логичны, во всяком случае, понятны. Оказавшись уже в саду Снежной королевы, Герда сталкивается с «передовыми отрядами» её войска: на девочку нападают живые снежные хлопья, превратившиеся в чудовищ. В отличие от Кая, оказавшегося когда-то в похожей ситуации, Герде удается прочитать молитву «Отче наш» – и сразу к ней на помощь приходят ангелы в шлемах со щитами и копьями в руках. Легион ангелов побеждает снежных страшилищ, и девочка теперь может смело идти вперёд. В советской сказке никакой молитвы и ангелов нет: Герда просто смело идёт вперед, а куда деваются страшилища – непонятно. Впрочем, «нормальная» коммунистическая логика: человек преодолевает опасности своими силами, и Бог здесь не при чём; Гагарин в космос летал – Бога не видал и т.п.

В чертогах Снежной королевы

В последней главе вновь, по версии Андерсена, Герде помогает Господь: «Она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Советская Герда сама выступает как повелительница ветров: «И перед нею ветры улеглись…»

Найдя Кая холодным и безучастным, Герда заплакала. Её слёзы растопили его заледеневшее сердце, он взглянул на девочку, а она запела тот самый рождественский псалом:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Владислав Ерко. Иллюстрация у сказке «Снежная королева»

И тогда Кай залился слезами. В советской версии псалом ему для этого не понадобился.

Возвращались обратно они на олене, который до этого доставил девочку во дворец Снежной королевы. В оригинале олень вернулся за детьми не один, а с оленихой. «Он привёл с собою молодую оленью матку, вымя её было полно молока; она напоила им Кая и Герду и поцеловала их прямо в губы». Эта подробность по непонятным причинам исчезает в советском издании.

Завершается сказка возвращением домой детей, которые обнаружили, что успели за это время повзрослеть. Они сидят и слушают, как бабушка читает Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!» И тут только они поняли смысл старого псалма:

Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Стоит ли говорить, что в знакомых нам с детства изданиях и фильме всё это вырезано.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector