Galinakekeeva.ru

Красота и Спорт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должен ли муж обеспечивать жену

Совместные доходы или раздельные — должен ли муж содержать жену в браке?

В некоторых семьях вопрос, — должен ли муж содержать жену в браке, является актуальным. Иногда складывается так, что у каждого члена семьисуществует свой бюджет. Если кому-то не хватает денег, то это его проблемы. Однако в законе четко сказано, в каких случаях муж обязан содержать жену, независимо от внутренних устоев семьи.

Обязанности супругов по взаимному содержанию

Информация об этом написана в Ст. 89 Семейного Кодекса РФ. Здесь сказано, что супруги обязаны содержать друг друга.

Если у одного из них имеются денежные средства, но он отказывает их предоставлять второму, то появляется право на взыскание алиментов.

Безусловное такое право есть:

  • у женщин, которые находятся в декретном отпуске;
  • у нетрудоспособного супруга;
  • у супруга, который осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом.

Согласно положениям Ст. 89 СК РФ, один из супругов может требовать денежные средства на существование, независимо от того, находятся стороны в официальном браке или нет. Закон приравнивает продолжительный гражданский брак (5 лет совместной жизни и более) к зарегистрированным отношениям.

Согласно П.1 Ст. 31 СК РФ, супруги совместно должны вести хозяйство и распоряжаться бюджетом исходя из принципа равенства между собой. Таким образом, если один из них попадает в сложное финансовое положение, то второй обязан предоставить необходимую сумму в качестве поддержки.

Должен ли муж содержать жену в браке

Согласно положениям Семейного Кодекса РФ, муж, как и жена, обязаны содержать друг друга, если у одной из сторон возникли временные сложности. Сегодня часто супруга является домохозяйкой, а супруг работает. В связи с этим у некоторых возникает вопрос о правомочности содержания жены.

На самом деле данный вопрос должен решаться на семейном совете. Учитывая равноправие сторон, гарантированное Конституцией и СК РФ, можно принять любое решение. Чаще всего супруг отдает все свои деньги или какую-то их часть на содержание семьи. Однако для исключения проблем в будущем, рекомендуется составлять брачный договор. Он должен содержать следующую информацию:

  • данные сторон;
  • обязанности сторон в браке;
  • размер содержания, если у одного из супругов возникли сложности с работой или здоровьем;
  • размер содержания, если один из супругов занимается ведением домашнего хозяйства, а второй работает.

Рекомендуется указывать не конкретные цифры, а процент от размера заработной платы, чтобы впоследствии не оказаться в затруднительном положении. При отказе от брачного договора (его можно заключить в любой момент после регистрации брака) необходимо находить компромисс. Исключения составляют те случаи, когда мужчина обязан содержать свою жену на основании действующего законодательства. Документ должен быть заверен у нотариуса.

Особенности принудительного содержания жены в браке

Если муж отказывает жене в финансовой помощи, то последняя, не разрывая брачных уз, может обратиться в суд для взыскания алиментов.

Есть несколько условий, когда женщина может законно затребовать финансовую помощь:

  • наличие общего несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого необходимы деньги;
  • нахождение в декретном отпуске или на больничном по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • наличие общего ребенка-инвалида (I группа инвалидности дает право на получение алиментов бессрочно, в иных случаях муж обязан выплачивать их до совершеннолетия ребенка).

Только при наличии данных оснований суд согласится с доводами истца и заставит ответчика производить оплату.

Обязан ли муж содержать бывшую жену после развода

В данном случае все зависит от того, какое финансовое состояние жены, с кем остались дети, а также от ряда других мелких нюансов. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно, чтобы принять решение по нему. При этом есть два способа получения алиментов:

  1. составление мирового соглашения после развода, на основании которого муж обязуется содержать жену в течение определенного времени, осуществляя ей денежный перевод на счет или путем личной передачи средств;
  2. обращение в суд для взыскания алиментов.

Второй путь является довольно сложным и невыгодным, если официальный заработок мужа небольшой. Судья имеет право назначить алименты только с официального дохода.

Обязан ли муж после развода содержать неработающую жену

Нет, такой обязанности законом не предусмотрено. Однако существует ремарка, согласно которой эта обязанность предусматривается. Если женщина нетрудоспособна была до развода или она потеряла возможность работать в течение года после расторжения брака, то супруг обязан платить алименты. Их размер должен быть установлен в судебном порядке, если у сторон не получилось договориться самостоятельно.

Содержание жены при беременности

Согласно Ст. 17 СК РФ, муж не имеет права развестись с женой, пока она беременна.

Но если женщина сама дает согласие на развод, то никаких препятствий нет.

Однако после развода бывший муж обязан содержать свою супругу до момента рождения ребенка.

Если ребенок родился в течение 300 дней после развода, то отцом считается бывший муж

Поэтому бывшая супруга может затребовать алименты на законных основаниях.

Содержание жены в декрете

После родов у женщины появляется право подать на алименты в силу нахождения в декретном отпуске. Бывший муж обязан содержать ее и ребенка до момента, пока последнему не наступит 3 года. После этого можно будет еще раз подать в суд для содержания ребенка до достижения им 18 лет.

Содержание жены-инвалида

Если один из супругов после развода не может полностью содержать себя в результате инвалидности, то он может подать в суд на алименты. Это право закреплено в ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,но это само по себе не гарантирует получение алиментов. Суд, принимая решение, руководствуется:

  • фактической нуждаемостью в содержании;
  • наличием инвалидности до расторжения брака;
  • получение инвалидности в течение года после развода.

Супруг освобождается от содержания жены после развода, если она сама своими действиями спровоцировала ухудшение собственного здоровья.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Размер содержания

Размер содержания зависит от реального материального состояния обеих сторон. Судья выносит решение на основании Ст. 91 СК РФ. Максимальный размер алиментов не может превышать 75% от зарплаты, но это актуально, при высоких доходах супруга. 30% взыскивается при низком уровне зарплаты, но чаще всего устанавливается размер в 50%.

Учитывая, что официальная зарплата на многих предприятиях в России составляет уровень прожиточного минимума, то рекомендуется пытаться составить мирное соглашение и заверить его у нотариуса. На его основании бывший муж будете осуществлять выплаты бывшей жене на содержание своего ребенка, исходя из реальных финансовых возможностей. В таких соглашениях обычно предусматривают ежегодную индексацию, в соответствии с уровнем инфляции.

Как взыскать алименты с неработающего

Часто отцы работают нелегально. В связи с этим у них нет официального дохода, с которого можно взыскать деньги в судебном порядке. Согласно судебной практике, с неработающих часто требуют оплатить большую сумму, чем с тех, кто имеет стабильную работу с ежемесячной зарплатой.

Если мужчина не встал на биржу труда для поиска работы, а также не производит оплату алиментов по графику, то сумма задолженности накапливается. В результате этого наступают основания для гражданско-административной и уголовной ответственности.

Размер суммы алиментов в данном случае кратен величине прожиточного минимума. В юридической практике используется для этого обозначения термин «алименты в твердой сумме». Она остается неизменной, независимо от уровня доходов отца ребенка на основании Ст. 1117.

Алиментные обязательства считаются полностью выполненными после прекращения действия основания для совершения платежей в пользу истца. Таким образом, исполнительное производство нельзя отменить. Чтобы не столкнуться с проблемами при работе с судебными приставами, рекомендуется производить оплату по графику. В противном случае есть риск ареста счетов.

Читать еще:  Как сделать чтобы муж уважал жену

Должен ли мужчина обеспечивать женщину – мнение семейного психолога

Как вы считаете, должен ли мужчина полностью обеспечивать любимую женщину? Или стоит делить общий бюджет пополам? Наши психологи делятся своим мнением об этом вопросе.

Современное общество изменилось, по сравнению с прежними временами. Сегодня мужчины и женщины могут спорить о том, должен ли мужчина обеспечивать женщину. Тема активно обсуждается в социальных сетях и является актуальной для семей.

Проблемы в семье решаются с помощью специалиста, там мнение психолога считается авторитетным.

Попробуем заглянуть в природу человека, чтобы устранить имеющиеся сомнения и разногласия по интересующему нас вопросу.

Любовь мужчины выражается в трёх формах: он прилюдно заявляет свои права на вас, защищает и обеспечивает.

Стив Харви. «Вы ничего не знаете о мужчинах»

Почему мужчина должен это делать?

Во времена зарождения человеческой цивилизации охота была единственным способом для выживания. Учитывая, что дело требовало физических усилий, мужчина выполнял эту роль. На женщину ложились обязанности по уходу за домом. Возникла традиция, которая возвеличивала мужчину, как добытчика, а женщину – хранительницей домашнего очага.

Сегодняшнее время позволяет забыть о таких способах получения пищи, как:

  • Охота;
  • Земледелие;
  • Набеги и грабежи;

Достаточно думать головой, чтобы обеспечивать семью. Это привело к частичному исчезновению первоначальной традиции. Можно встретить семьи, где женщина зарабатывает, а мужчина тратит. Такое противоречие приводит к навязыванию ложной картины о мужчине следующим поколениям.

Способ заработка подразумевает профессию или собственное дело. Мужчина должен чем-то заниматься, чтобы обеспечивать женщину. Если он теряет возможность, наступает этап деградации. Истинная биологическая функция заложена в сознании в молодом возрасте.

Это не значит, что мужчина должен женщине. Еще в древние времена он был защитником и опорой. Природа обязывает его работать, чтобы дать женщине будущее.

Будет ли женщина давать что-то взамен?

Роль женщины состоит в заботе о мужчине и хранении домашнего очага. Когда женщина не получает условий для жизни, ее внутренняя энергия теряет силу. Это приводит к тому, что женщина не может видеть в своей половине защитника, покровителя и добытчика.

Мнение психологов совпадает с истинной картиной. Когда женщина получает все необходимое, она заботится, поддерживает и держит духовное состояние семьи в благоприятном состоянии.

Чтобы окончательно убедиться в правоте мнения, достаточно посмотреть на современных представительниц слабого пола. Они пытаются построить карьеру, заработать денег и обеспечить себя. К чему это приводит? Девушке не хватает время для отношений с мужчиной, она становится злой и раздражительной. Разве так выглядит настоящая женщина?

Обеспечив женщину любовью и материальным состоянием, мужчина будет получать поддержку, внимание и мотивацию. Должна ли женщина работать? Нет. Ей необходимы силы, чтобы вдохновлять мужчину. Если он заметит, что вторая половина зарабатывает больше, самооценка и смысл жизни теряется, что приводит к разрушению семьи. Девушка может зарабатывать, но любимым делом, что не требует физических сил.

Как это скажется на отношениях?

Идеальная семья – это семья, в которой женщина не знает, откуда берутся деньги, а мужчине не понятно, куда они деваются. Звучит громко, но отображает картину обеспеченности в материальном и духовном плане.

Деньги должны куда-то уходить. Мужчина экономит и думает, куда их лучше вложить. Иногда не позволяет себе мелочей. Женщина в этом плане благоразумней, если в семью нужно что-нибудь, она это купит.

Для справки, молодой человек получает стимул, если деньги куда-то деваются. Это заставляет работать и получать от женщины вдохновение. Процесс не является замкнутым кругом, а нормальной картиной материальных отношений в семье.

Деньги – воплощение мужской заботы и любви. Они выражается в подарках, недвижимости и конкретных вещах. Женщина, принимая их, становится счастливей. В такой момент она готова дать своему покровителю все, что нужно.
Например:

  1. Заботу;
  2. Чистые вещи;
  3. Изобилие вкусной еды;
  4. Ребенка;
  5. Уютную домашнюю атмосферу.

Когда материальное положение поправляется, женщина направляет своего мужчину в духовной истине. Он всегда ищет смысл жизни, пытается ответить на вопросы и узнать место на земле. Без вдохновения второй половины его поиски приведут к нервным срывам и депрессиям.

Важно, не стоит думать, что женщина должна быть с кастрюлей борща, а мужчина – с молотком. Эти предметы являются инструментами для воплощения главной роли. Для мужчины – это обеспечение второй половины, для женщины – мотивирование молодого человека и уход за детьми.

Почему счастье там, где семья обеспечена, а дети ухожены? Мужчина выполняет свою роль и зарабатывает деньги, чтобы обеспечить семью. Женщина принимает любовь второй половины и возвращает ее в виде заботы, вдохновения и ухода за семьей.

Как выглядит правда?

Вопрос, должен ли мужчина обеспечивать свою женщину, актуален сегодня. Если посмотреть на текущее состояние мужчин и женщин – все понятия подменены, старинная традиция утеряна. Женщина пытается самостоятельно содержать себя, забывая о природном предназначении.

Мужчина обязан содержать вторую половину и зарабатывать для улучшения материального состояния семьи. Не потому, что он должен, а потому, что природа требует. Если рядом нет женщины, требующей подвигов, поступков и труда – мужчина становится мальчиком. Девушка дарит заботу, вдохновение и счастье в семье.

А Вы как считаете, должен ли мужчина обеспечивать женщину? Актуально ли мнение эксперта? Ждем комментариев.

Мужчина не должен обеспечивать женщину. Идите работать.

Многие женщины до сих пор мечтают о том, как выйдут замуж и не будут работать. Добытчик же у нас мужчина. Он пускай и работает. Некоторые дамочки слово «работа» и вовсе воспринимают как оскорбление. Дескать настоящий-то мужчина разве позволит своей женщине работать? Фу.

В крайнем случае , высоко задрав подбородок, женщина может снизойти и сказать — ну ладно, так и быть. Я сама себе заработаю на колготки и помады неполный рабочий день. А ты, мужчина, на все остальное — квартиру, квартплату, продукты, машину, образование детей, шубу, айфон.

Моя зарплата личная, а твоя — общий семейный бюджет. Это у девушек что-то типа снисхождения для мужчин. Вроде как и мужу жизнь немного облегчила и сама не опустились до уровня не уважающих себя «пополамщиц» и «равноправщиц». Эдакая золотая середина вышла.

Но откуда женщины вообще взяли эту идею, что мужчина должен их обеспечивать? Действительно, что-то такое в истории было. Правда, было там и еще кое-что. Женские обязанности . Но про них современные дамочки случайно или намеренно позабыли. А ведь это архиважно.

Дело в том, что мужчина обеспечивал женщину, потому что она была его собственностью . В буквальном смысле. У женщин даже паспорта не было. А если она вдруг решила развестись, то уходила в закат не с половиной имущества, детьми и алиментами. А с голым задом, ложкой и скатертью.

Современная женщина хочет и рыбку съесть, и сковородку за собой не мыть. То есть привилегий, как при патриархате. Но с правами — как у современной женщины. Чтоб мужчина обеспечивал женщину, как свою собственность, но при этом не имел на эту «собственность» никаких прав.

Если я куплю себе машину , то у меня нет сомнений в том, что я должен ее обеспечивать, заправлять и обслуживать. Я хозяин и это моя обязанность. Взамен я получаю эксклюзивное право на этой машине ездить. Только я и никто другой. В любое время суток и по любым делам — хоть за картошкой.

В странах с традиционными семейными ценностями именно так все и работает. Мужчина обеспечивает женщину. А она делает то, что он ей скажет. Даже моет ему ноги. И без его разрешения не может выйти из дому. А когда и выходит — то обернутая с ног до головы покрывалом.

Читать еще:  Муж постоянно уходит из дома

Теперь сравните это с нашими женщинами , которые претендуют на роль содержанки. Дома ходят в халате и бигудях, а наряжаются для других мужчин, даже если выходят за хлебом. Мыть мужчине ноги? С ума сошли? Хорошо, если хоть суп сварят. При этом могут изменять и отнять нажитое.

Представьте, приходите вы в автосалон. И вам озвучивают такие условия. Автомобиль стоит миллион, вы полностью обязаны его обеспечивать, но при этом в нем нет замков и сигнализации. Ездить может и ваш сосед и коллега по работе. А вы — когда у машины не болит мотор. А еще автосалон может в любой момент отозвать у вас машину обратно, с половиной вашей квартиры и обязанностью еще 18 лет и дальше ее обслуживать.

Вряд ли бы тогда кто-то покупал автомобили. Ездили бы на такси или каршеринге. Так и с женщинами. По современным законам они как общественные маршрутки — не ты первый в нее сел, не ты последний из нее выйдешь. И едешь — только пока вам по пути. Поэтому все, что сегодня обязан мужчина, это «заплатить 30 р. за проезд», то есть сводить в кино.

Но женщины почему-то считают, что мужчина, раз проехал две остановки, уже обязан заплатить как за целую маршрутку. И взять на себя ответственность за все сопутствующие расходы. Но извините. Наши деды брали на обеспечение невинную девушку, были первым и единственным пассажиром, а не «третьим» (в скобках десятым) и зачастую не последним.

Раз у современных женщин столько прав и свобод, раз они считают себя не обязанными хранить невинность до брака, верность в браке, раз при разводе зубами цепляются за имущество, воюют за детей и алименты, то сами пускай и обеспечивают то, чем владеют — себя, своих детей и ипотеку.

Должен ли муж обеспечивать жену

Мухтасар ̒ильм халь

В сборнике «Мухтасар Ильмихаль» Мухаммада Юсуфа аль-Кок-Кози в главе о Нафака сказано об обеспечении жены следующее:

Если мусульманин женат, то он обязан обеспечивать свою жену средствами к существованию даже в том случае, если она имеет собственное богатство. И даже в том случае, если она — кафир (ахл-и Китаб). Нафака становится для мужчины фардом сразу после заключения Никаха. Размеры нафака должны соответствовать материальному состоянию супругов. Если супруги бедны, то муж должен обеспечить жену минимальным прожиточным минимумом. Если они богаты, то и обеспечение должно быть соответствующим. В этом случае муж должен нанять прислугу для помощи жене по ведению домашнего хозяйства. Если богат только один из супругов, то размер Нафака должен быть ориентирован на не менее чем средний уровень жизнеобеспечения. Из комментариев имама Ибн-и Абидина следует, что если муж беден, а жена богата, то муж выделяет Нафака по своим возможностям. Но должен помнить, что как только у него появится возможность (разбогатеет), он должен будет выплатить жене разницу (!) до надлежащего среднего обеспечения семьи до сего момента.

Жена имеет право возбудить жалобу на мужа, который, имея материальные возможности, не обеспечивает её (и детей, если они есть) должным образом. При подтверждении фактов, шариатский суд обяжет мужа выплатить жене сумму задолженности, которую жена не получила в виде Нафака. В случае неподчинения суду, мужа могут заключить под стражу, а часть его имущества может быть выставлена на продажу. Вырученные деньги будут использованы на обеспечение жены (семьи). Если имущество мужа отсутствует, то он будет находиться под стражей до выяснения обстоятельств (действительно ли он беден, или где-то прячет свои капиталы).

Если имущества у мужа нет, и муж не может обеспечить свою жену даже минимальными средствами к существованию, или он попросту исчез, то по мазхабу Ханафи суд не выносит решения ни об их разводе, ни о заключения его под стражу. По мазхабу Шафии в такой ситуации судья может принять решение об их разводе, но лишь по просьбе жены . В подобном положении у ханафитов, судья мазхаба Ханафи может назначить своим представителем судью мазхаба Шафии и передаст ему прошение женщины, требующей развода. Затем супруги приглашаются в суд на слушание дела. Жена должна предоставить двух свидетелей, подтверждающих несостоятельность мужа. И если муж не сможет доказать свою способность обеспечить жену минимальными средствами к существованию, то суд их разводит. Если муж отсутствует по какой-либо причине (или находится в бегах), то развод не объявляется из-за невозможности установления платёжеспособности мужа.

По мазхабу Ханбали в подобном случае развод могут разрешить, если жена представит достаточные доказательства о не получении от мужа Нафака .

По мазхабу Ханафи подобная ситуация разрешается следующим образом. Хаким (судья) определяет размер Нафака, достаточный на содержание жены в течение месяца или года, и предписывает женщине использовать эту сумму из собственных средств, чтобы впоследствии (когда муж объявится), заставить его возместить убытки жены. Если потерпевшая не имеет средств к существованию, то в этом случае к делу привлекаются ближайшие родственники (её и мужа), — потенциальные попечители её детей и её самой, как это было бы в случае смерти мужа. Суд обязывает родственников дать потерпевшей необходимую сумму в долг. А если денег нет, то суд обяжет продать или заложить что-либо из своего имущества кредитору. Уклонившихся от выполнения решения шариатского суда, хаким может заключить под стражу.

Таким образом, деньги выделенные родственниками или ею самой для Нафака, являются долгом хозяина семьи, который он обязан выплатить при первой возможности. Деньги для Нафака по шариату в виде кредита должны выделять следующие родственники: мать, отец, дядя (брат отца), брат потерпевшей (или она сама, если считается богатой), а также дядья её детей со стороны отца. В случае, когда нет кредиторов и состоятельных родственников, кредит выделяется из государственной казны (Байт-ул-мал). Если у государства нет такой программы, то женщине дозволяется поступить на работу, где нет посторонних мужчин. Например, ухаживать за больными женщинами; быть акушеркой или воспитательницей; преподавать на женских курсах и т. п. И тут, всё, что ею будет заработано и использовано на содержание её самой и её детей, должно быть ей впоследствии возвращено её мужем (если он, конечно, окажется в состоянии).

В книге «Бахр-ур-раик» имам Ибн-и Нуджайм Зайнал’абидин (ум. в 970/1562) пишет о том же: «Муж обязан вручить Нафака в руки жены, после чего Нафака становится собственностью жены. Если это вещи, то она может их продать, отдать в виде милостыни или подарить кому-либо. Если муж в состоянии обеспечивать жену (семью), но не делает этого, то судья выносит решение о продажи его имущества и выплаты Нафака. Не подлежит продаже лишь жильё.

В случае отсутствия имущества, мужа заключают под стражу. В годовую норму Нафака включаются: питание; две смены одежды, — летняя и зимняя; постельные принадлежности; кухонная утварь; мебель и другие необходимые домашние вещи. Муж обязан обеспечить жену всем необходимым. Если он это вовремя не сделает, то жена сама может всё это закупить на его деньги. Или назначит кого-либо своим представителем (доверенным лицом), который закупит всё необходимое для неё. Муж не может заставить её пользоваться своими собственными вещами, а должен все предоставить ей сам. Если она захочет пользоваться своими вещами, то муж должен будет возместить ей стоимость всех вещей. Категорически запрещено ( Харам ) заставлять жену идти работать вне дома.

Если случилось так, что жена сбежала от мужа (такую женщину называют Нашиза ), то с момента исчезновения Нафака для неё прекращается. (Естественно, тут надо смотреть по обстоятельствам). При возвращении жены — Нафака возобновляется. Муж обязан предоставить жене собственное жильё. Жильё может также быть снято или куплено в кредит. Муж обязан побеспокоиться, чтобы жильё находилось среди благочестивых мусульман. В противном случае, жильё не может считаться соответствующим нормам шариата».

Читать еще:  Муж маргариты симоньян фото

В книге «Фатава-и хиндия« (сборнике по Фикху мазхаба Ханафи), говорится: «Если дом является собственностью жены, но она не хочет, чтобы муж жил у неё, то муж не обязан обеспечивать Нафака. Вот если жена согласна и хочет жить в доме мужа, но он не позволяет ей этого, то в этом случае муж обязан обеспечивать Нафака жены. Так же муж не может лишить её Нафака, если жена не согласна жить в доме мужа, который им присвоен незаконно. Жена не может подавать на развод только из-за того, что он не совершает молитву. Муж не имеет права лишить супругу права на Нафака, мотивируя свой отказ тем, что их брак состоялся без присутствия свидетелей. Жена не может требовать от мужа платы за приготовление пищи. А если она откажется от приготовления пищи, то муж всё равно обязан доставлять ей самые необходимые продукты (хлеб, сыр, маслины и т. п.). Жена, в свою очередь, должна стараться хорошо выглядеть перед мужем, содержать себя в чистоте.

В книге фетв «Баззазия« имама М. Кердери (ум. в 827/1424), говорится: «Жена может без разрешения мужа ходить к больному отцу, если отец остался без присмотра. В этом случае не важно, является её отец мусульманином или нет. За всё время ухаживания за своим отцом (если она остаётся в доме отца надолго по согласию мужа), жена имеет право на получение Нафака. Если отец состоятельный, то сын не обязан содержать отца. По Сунне, они должны лишь обмениваться подарками. Вести себя непочтительно по отношению к родителям — запрещено ( Харам ). Исламская женщина обязана одеваться по шариату. Одежда её должна соответствовать тому покрою, которая принята в той местности, где она проживает на данный момент, но не противоречит исламским канонам. (Для того, чтобы не выделяться среди других и не служить объектом пересудов).

Муж не обязан выделять Нафака для жены в следующих случаях: а) если жена заключена под стражу из-за долгов; б) если жена заболела до свадьбы (после Никаха); в) если жена совершает паломничество с посторонним человеком (не махрам).

Если жена совершает паломничество вместе с мужем, то она обеспечивается обычным Нафака. То есть, муж не обязан оплачивать её дорожные расходы. (Так как Хадж совершается на собственные средства).

В случае смерти жены, муж обязан выделить средства для похорон.

В случае, когда муж недостаточно или вовсе не обеспечивает жену средствами к существованию, жена имеет право обратиться в шариатский суд. Это возможно и тогда, когда муж находится в заключении или в бегах. Судья может привлечь к ответственности родственников (как уже говорилось выше), которые должны будут дать ей в долг. Этот долг записывается на мужа, который при первой возможности должен будет его вернуть.

В то же время, жена не может в этих случаях брать в долг без решения суда. А если и возьмёт, то муж не будет обязан выплачивать его. Муж не обязан выделять Нафака за прошлые месяцы, если не было предварительной договорённости или не было по ним решения шариатского суда.

Если мужем было выделены для жены некая сумма на её содержание вперёд (на месяц, год, и т.д.), то в случае смерти жены раньше этого срока, муж не может потребовать неиспользованные деньги обратно. Эта фетва по мазхабу Ханафи . По мазхабу Шафии сказано, что муж может потребовать от наследников жены вернуть ему неиспользованную часть Нафака.

Жена имеет право не принимать в каком либо качестве, каких бы то ни было родственников мужа. Лишь в случае согласия жены, муж может разрешить проживание в своём доме своего близкого родственника ( Махрам ).

Муж имеет право не допускать проживания в своём доме даже самых близких родственников жены. Однако он не может запретить им посещать её. Но, тут ему предоставлено право действовать выборочно. Наиболее благочестивым ( Салих ) близким родственникам, может разрешить посещение раз в неделю. Другим родственникам, не соблюдающим шариат ( не благочестивым — Фасык ), можно дозволить посещение жены раз в год.

[Мужу и самому весьма желательно приглашать в гости благочестивых родственников жены. Оказывать им всяческое уважение. В особенности к её родителям. Ему необходимо участвовать в беседе с гостями. Если они приехали из другого города, селения, то непременно предложить остаться на ночь, или на несколько дней. В общении с ними, ему необходимо показать самые лучшие черты своего характера, чтобы заслужить их уважение и мольбы к Аллаху Тааля. Что касается родственников (и своих, и жены), которые могут отрицательно повлиять на жену своим беззастенчивым поведением и не уважением шариата, то они не достойны ни того, чтобы ходить к ним в гости, и ни того, чтобы быть приглашёнными. Однако, и с ними, и со всеми остальными, подобными им мусульманами, необходимо вести себя достойно, не устраивая споры, скандалы. Уважительное отношение ко всем людям без исключения, должно быть отличительной чертой мусульманина. Это вовсе не мешает дружить с благочестивыми ( Салих ) мусульманами и не брать себе в друзья людей нечестивых ( Фасык ) и неверующих ( Кафир , Гайримуслим ). Если среди фасыков и кафиров, есть и ваши родственники и знакомые, то необходимо разъяснять им основы религиозного права и основы Веры в Единого Создателя. В своих мольбах просите Аллаха субхана ва тааля наставить их на Путь Истины, ведь Милосердие Его безгранично.]

В книге «Укуд-уд-дюррия« имама Ибн-и Абидина говорится: «Если муж собирается в путешествие продолжительностью в месяц или более, то жена может потребовать гарантий на возможность получения Нафака за этот период. При её желании, эти гарантии предъявляются на рассмотрение шариатского суда (или судьи), который может подтвердить их действительность. Жена может потребовать гарантий о предоставлении ей средств к существованию и в том случае, когда муж не собирается куда-либо отлучаться. То есть, здесь речь идёт о постоянных гарантиях. В этом случае супруги могут заключить обоюдный договор и заверить в шариатском суде».

В книге «Бахджаталь-фатава» имама Абдуллаха Руми (ум. в 1156/1743) говорится: «Если некто, к примеру Зейд, выдаст свою дочь замуж, например за Амра, и Амр не пригласит свою жену для совместного проживания к себе в дом, то, сколько бы его жена не находилась в доме своего отца, он обязан обеспечивать её содержание — Нафака».

В книге «Файзия« говорится: «Женщина, имеющая обеспеченного мужа, не может требовать Нафака от своего сына. Совершеннолетнего сына, находящегося на обучении необходимым наукам и нуждающегося в содержании, должен обеспечивать его отец (если в состоянии обеспечить).

В книге «Бахр-уль-фатава» имама Кады-заде (М. Ариф; ум. в 1173/1759) говорится: «Если муж уехал в продолжительную поездку, не оставив Нафака, то жена не может требовать Нафака от человека, которому муж оставил на сохранение своё имущество». «Но, в таких случаях женщина может действовать через шариатский суд», уточняется в книге «Фатава-и хиндиййа».

Если человек не обеспечивает средствами к существованию своих животных, то, согласно иджтихаду Имама Абу Юсуфа, его принуждают к этому через шариатский суд.

В случае развода (предварительного или полного), женщина имеет право на содержание на весь период срока » Идда « (см. раздел «Талак»). Она будет лишена этого права, если развод произошёл из-за её отступничества от Веры ( М у ртад ), или из-за проявления неверности по отношению к мужу. Если женщина стала вдовой, то она не может требовать Нафака от наследников мужа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector